|
GALA |
|
|
АЛСУ - ПОЮЩАЯ РОЗОВАЯ ВОДА |
В буквальном переводе с
татарского это имя означает "розовая вода"
или "ручей, освещенный первым лучом солнца".
Мужчины, которые сделали обладательницу этого
имени "звездой", считают, что это очень
точное определение: Алсу действительно подобна
водному потоку - блестящая, неутомимая и
глубокая. |
|
Жизнь Алсу Сафиной, известной
большинству из нас просто как Алсу, поначалу
складывалась сообразно общим представлениям о
том, какой должна быть хорошая девочка из
благополучной семьи. Две школы - музыкальная и
общеобразовательная, непременное участие в
домашних концертах. Потом благодаря карьерному
взлету отца (сегодня Ралиф Сафин - вице-президент
ОАО "ЛУКОЙЛ" и президент "ЛУКОЙЛ Европа
Холдингз ЛТД". - Прим. Gаlа) - учеба в престижном
лондонском колледже. К 14 годам она, как
полагается девочке ее возраста, обзавелась
собственной мечтой: бредила архитектурой,
изучала толстые учебные пособия и часами бродила
по Лондону, мечтая о прекрасных зданиях, которые
когда-нибудь построят по ее эскизам. |
Скорее всего, их бы действительно
построили. И наверняка они были бы столь же
прекрасными - как их несостоявшаяся
создательница. И как то, что она делает сейчас. |
Валерий Белоцерковский |
Теперь эта история стала почти
легендарной. На свадьбе старшего брата Алсу
спела несколько западных хитов, и один из гостей
предложил ее родителям познакомить девочку с
продюсером Валерием Белоцерковским - просто
чтобы понять, может ли Алсу петь профессионально.
Родители заколебались: не лучше ли дочери
получить стабильную профессию? Она с таким
трудом привыкала к Лондону... Она застенчивая...
Наконец, она еще совсем ребенок! |
...Алсу видела, как раздумывают
родители, и боялась даже самой себе признаться в
том, что очень хочет получить хоть малюсенький
шанс осуществить свою тайную мечту: стать
профессиональной певицей. Но уговаривать папу не
имело смысла - решения Ралиф Сафин всегда
принимал сам. С музыкой у Ралифа Сафина были
особые отношения. Когда Алсу попросила купить ей
пианино, отец сказал: "Только с тем условием,
что ты действительно научишься играть". Эта
черная "Лирика", занимавшая полкомнаты в их
небольшой квартире и нанесшая скромному тогда
семейному бюджету Сафиных довольно болезненный
удар, очень скоро стала полноправным членом
семьи. Ралиф Сафин провел немало часов, слушая,
как играет его дочь. "Чаще всего я играла
"Полонез" Огинского, - улыбаясь, вспоминает
Алсу. - Играла одним пальчиком, запиналась,
сбивалась, но для папы это все равно была такая
радость и гордость!” |
Алсу доставит папе еще немало
радости и поводов гордиться - от сумасшедшего
успеха ее сингла "Зимний сон" до победы на
"Евровидении". |
Но тогда, робко заходя в кабинет
энергичного человека с черной бородой, который
показался ей похожим на чопорного преподавателя
географии из лондонского колледжа, она и не
думала, что выйдет оттуда другим человеком. |
"Она ноль в ноль, со всеми
интонациями, но по-своему спела песню I Will Always Love
You, - рассказывает Валерий Белоцерковский. - Я
оборвал ее на середине куплета. Нет, конечно,
приходили девушки, которые пели не хуже Алсу. Но
именно при виде ее меня словно что-то толкнуло:
вот оно, настоящее золото!" |
В ответ на "будем работать",
уверенно сказанное Белоцерковским, Алсу лишь
молча кивнула. "Это сейчас я знаю, что
подсознательно всю жизнь стремилась оказаться
на сцене, перед многотысячной аудиторией, в свете
софитов, - говорит Алсу. - А тогда я понятия не
имела, насколько резко поменяется моя жизнь". |
Зато для Белоцерковского мир
шоу-бизнеса вовсе не был terra incognita. Он очень хорошо
знал, по каким законам живут его обитатели, и был
немало удивлен тем, что хрупкая, по-восточному
тихая Алсу может, оказывается, может работать по
18 часов в сутки, не жалуясь на усталость и не
просясь обратно к папе с мамой: "Она сразу
приняла условия игры: никогда не опаздывала, не
участвовала ни в каких дрязгах - просто работала,
выкладываясь на все сто". |
Чем же взяла опытнейшего продюсера
скромная восточная девушка? Ответ на этот вопрос
наверняка удивит многих: девушка с чудесным
именем Алсу напомнила Белоцерковскому...
польскую певицу Анну Герман. "Когда Алсу
запела, я сразу понял: ничего подобного после
Герман не было", - говорит Валерий. Польская
пани с нежным голосом и задушевной манерой
исполнения была когда-то любимой певицей
Белоцерковского. Может быть, именно поэтому Анна
Герман надолго стала кумиром Алсу, немного
потеснив обожаемую ею Уитни Хьюстон. О любимой
певице своего продюсера Алсу говорит с огромным
уважением: "Сначала многие считали, что наши с
ней голоса похожи по тембру. Честно говоря, мне
так не кажется. Просто когда я пою, то стараюсь
вложить в песню все свои чувства, вжиться в образ.
Наверно, это меня роднит с Анной Герман". |
В какой-то момент Белоцерковский
понял, что девочке нужен не только продюсер, но и
друг - надежный, уверенный, взрослый. Но, как
известно, друзья, а тем более настоящие, на дороге
не валяются, а потому до поры до времени Валерий
решил взять эту функцию на себя. И тут его ждало
еще одно потрясение: несмотря на разницу в
возрасте, он и Алсу стали друзьями в полном
смысле этого слова. Их роднило то. что, как и Алсу.
Белоцерковский не понаслышке знал. Что такое
Север, - когда-то, совсем молодым, поехал туда на
заработки, потом “осел” на несколько лет, с нуля
создавая местную самодеятельность. |
Видимо, именно тогда, во время
многочасовых задушевных бесед Белоцерковскому
удалось главное: накрепко убедить Алсу в том, что
она - русская певица. Что ее родина - здесь, у нас, и
какие бы западные сцены она ни покоряла. какие бы
лестные сравнения с западными поп-дивами ни
сыпались на нее с газетных страниц. она остается
НАШЕЙ звездой, НАШЕЙ певицей. |
Юная звезда оказалась способной
ученицей. Когда перед началом выступления на
"Евровидении" Алсу, трясясь от страха,
стояла за кулисами, Белоцерковский вновь
напомнил: "Ты представляешь Россию. Ты уже
победила". Алсу ничего не ответила. Она просто
вышла на сцену и... победила. |
Александр Шевченко |
Однако путь к "Евровидению" не
был усеян розами, как кажется теперь. Чтобы
"выстрелить", Алсу требовалась песня,
беспроигрышный дебют, которым она громко заявила
бы о себе на российской сцене. |
И тогда Белоцерковский решает
привлечь к сотрудничеству Александра Шевченко,
лидера легендарных "Зодчих", гремевших по
Союзу в 80-е. "Валера поставил запись и сказал:
"Смотри, какой сумасшедший тембр у
девчонки!" - вспоминает Шевченко. - И я не мог не
согласиться: тембр и вправду был потрясающий". |
Если говорить честно, то активно
гастролирующий музыкант и успешный продюсер,
Александр Шевченко не имел ни времени, ни особого
желания заниматься новыми проектами. Но Алсу...
Алсу полностью изменила его жизнь: "Это была
первая певица, с которой мы, что называется,
"совпали". Я понял, что передо мной огромное
вокальное богатство, и что ее пение - настоящее
волшебство". Решение было принято мгновенно - и
Александр Шевченко вошел в жизнь Алсу. |
"Звезды поднимаются выше, свет уже
не сводит с ума. Если ты меня не услышишь, значит
наступила зима". Сам Шевченко говорит, что эти
первые четыре строчки решили судьбу Алсу. "Это
подсмотренные кусочки жизни, где все совпало, -
говорит он. - Я же до сих пор помню, какие ТАМ
звезды, я все это пережил. И это состояние я
натягивал на ее плечи. Она-то понятия не имела, о
чем поет, все было на уровне подсознания". |
Именно это интуитивное умение найти
нужные краски и убедило Шевченко в том, что Алсу -
нечто большее, чем просто милая девочка с
приятным голосом. Он не ошибся. Когда
Белоцерковскому пришел в голову сюжет клипа
"Зимний сон", Алсу впервые показала
продюсеру и композитору, что умеет не только
петь, но и думать. Она посмотрела фильм Адриана
Лайна "Лолита" и сказала: "Доминик Суэйн
сыграла пошлую нимфетку. Я не хочу быть такой -
даже на экране". Напряжение, возникшее тогда
между Алсу, ее родителями и продюсерами, удалось
сломать режиссеру Юрию Грымову, которого
Белоцерковский и Шевченко уговорили взяться за
съемки клипа: "Мы хотели показать Алсу в образе
романтической барышни, читающей "Лолиту".
Она пела, тогда еще не очень понимая, что поет, и
играла примерно так же - все на чувствах, на
интуиции. Тогда она еще не была ни певицей, ни
актрисой, и это был сумасшедший плюс. Потому что,
доверяя себе, она все сделала очень искренне". |
После триумфального успеха Алсу с
песней "Зимний сон" стало ясно, что пора
начинать сценические выступления. И
Белоцерковский, и Шевченко, и главное - сама Алсу
понимали, что для больших шоу недостаточно
таланта, умения петь и трогательного взгляда. |
Певице Алсу пора было становиться
актрисой. |
Александр Цекало |
Они познакомились в 1999 году на
репетиции, куда Цекало привел Валерий
Белоцерковский. Саша вспоминает об этой встрече
и о двухгодичной работе с Алсу с удовольствием:
"Красивая, неглупая, талантливая. Все понимает,
слушается и старается изо всех сил. С ней приятно
работать". И с некоторой досадой добавляет: |
"Конечно, многое из того, что
хотелось, не получилось. Потому что она живет в
Англии, и ничего с этим поделать нельзя. А когда
она приезжает в Москву, на нее, как пиявки,
набрасываются журналисты, у нее съемки, концерты,
эфиры... И совершенно нет времени на серьезные
занятия по актерскому мастерству". |
Впрочем, несмотря на недостаток
времени, Александр Цекало научил Алсу многому из
того, что умеет сам. Вспоминая о занятиях с
Цекало, Алсу признается: "На меня все это
свалилось так внезапно! Я боялась огромного
пространства сцены, была совершенно растеряна и
испугана. Я ужасно запуталась тогда". |
Цекало же после первого занятия
понял, что пластичность и умение двигаться у Алсу
в крови. "У нее есть одна удивительная
способность: она все выслушивает, репетирует, а
потом делает так, cловно сама это придумала".
Кроме редкой естественности и органичности
Александр поразился умению Алсу получать
удовольствие от многочасовых репетиций,
многократных повторений одних и тех же движений,
изматывающих бесконечных переездов. |
Одним из таких путешествий стала
поездка по Волге на теплоходе во время ее тура
летом 2000 года. Алсу путешествовала в
сопровождении Белоцерковского, Шевченко и
Цекало, и за это время юная звезда и
режиссер-постановщик (Цекало два года работал с
Алсу в этом качестве) стали "почти друзьями".
"Я помню, как мы играли в мини-рулетку, и я
увидел, как она азартна и целеустремленна. И как
она умеет проигрывать. Конечно, ее сейчас рвут на
части: продюсеры, композиторы, родители... Она
попала в круговорот событий взрослой тетки, а
ведь она ребенок, которому хочется на дискотеку
или съесть большой бутерброд с кока-колой.
Которому иногда хочется сказать, что ему ничего
не хочется! Для нее все начиналось, как игра, а
потом, когда она стала собирать стадионы, игра
превратилась в бизнес". |
Однако Цекало есть чем гордиться:
Алсу на удивление быстро освоилась с новыми
условиями и поняла, что значит слово
"профессионализм". Она приняла тяжелый труд,
отказ от всего, что не есть профессия, долгие
переезды, бесконечные сутки в студии. Награда за
все это- огоньки тысяч зажигалок, которые
поднимают на концертах ее восторженные
поклонники. |
Ралиф Сафин |
Он прилетел на "Евровидение"
прямо с совета директоров компании "ЛУКОЙЛ",
Стоял за кулисами, смотрел на дочь и вспоминал
теплый июньский вечер в маленьком татарском
городке Бугульма, когда Алсу появилась на свет.
Он всегда хотел, чтобы у его дочки было только
самое лучшее, но все, что он, инженер - нефтяник,
мог подарить ей тогда - бесконечные белые поля, со
всех сторон окруженные буровыми вышками и
нефтяными полями. |
Сейчас его девочка стоит на
прославленной стокгольмской сцене, и на нее
смотрит весь мир. А когда-то он, Ралиф Сафин,
бережно держа на руках маленький сверток, вошел в
наспех сколоченную строительную бытовку - первый
дом крошечной Алсу. Тогда она заплакала от
холода. Он качал ее на руках, утешал, как мог, и
просил быть терпеливой. |
Потом ей много раз придется
проявлять терпение: когда она одна через весь
город Когалым будет ходить на занятия в
музыкальную школу, привыкать к спартанской
атмосфере сурового британского колледжа,
отказываться от развлечений ради работы... |
"Мы в детстве не очень много
общались с папой, - вспоминает Алсу. - Но мы всегда
его уважали. Он воспитывал нас в строгости, как
принято в мусульманских семьях". |
Да, Ралиф Сафин уважает традиции.
Дети должны с почтением относиться к старшим,
слушать и делать то, что им советуют. Потому что
любые родители должны - в меру сил и возможностей
- позаботиться о будущем своих детей, если угодно,
дать им жизненную страховку. "Современная
женщина должна заручиться стабильной
профессией, - считает Ралиф Сафин. - Не зависеть от
капризов публики и нравов эстрадной богемы.
Голос - хрупкий инструмент, надо быть во
всеоружии, если, не дай бог, с ним что-то
случится". |
Когда Ралиф отправил дочку в
лондонский колледж, он думал именно о ее будущем.
И о том, что сможет проводить с ней и сыном
Маратом больше времени, будет помогать им
взрослеть, научит жить не сообразно своим
желаниям, а так, чтобы впоследствии не в чем было
себя упрекнуть. |
Эта взрослая жизнь закрутила Алсу,
сделала из нее звезду, в который раз оторвала от
родителей. Но ее творчество дало Ралифу новое
счастье - слышать дочь, даже если она находится за
тысячи километров от него. Его любимая песня -
"Зимний сон": "Я могу слушать ее
бесконечно и каждый раз открывать для себя что-то
новое. Слушаю и понимаю, что моя дочь стала
большой певицей. Какой отец на моем месте не
испытывал бы гордость?" |
Большая певица, знаменитость, поп -
идол... Для Ралифа Сафина она осталась его
маленькой девочкой, единственной дочерью,
которую он привык жалеть и при этом не щадить.
Умение скрывать свои чувства Алсу унаследовала
от него, жесткого бизнесмена, человека, всего в
жизни добившегося исключительно благодаря себе
и при этом не забывающего старых друзей. |
Алсу тоже не забывает своих друзей.
Потому что разве можно забыть, как сияли глаза
Белоцерковского, Шевченко, Цекало, когда они
видели ее на сцене и с гордостью говорили:
"Наша девушка поет!" |